[!]



СМОТРЕТЬ БЕЗ ЭТОЙ РЕКЛАМЫ (новый сайт)



НА ГЛАВНУЮ

ИСТОРИЯ      МАГНИТОГОРСКА



Узкоколейка Магнитная - Белорецк

Если бы узкоколейку достроили в 1914 году, то нынешнего Магнитогорска бы не существовало

+смотреть видео


























Бескрайние степи, выжигаемые безжалостным летним солнцем и продуваемые ледяными зимними ветрами, таков был многовековой пейзаж вокруг Магнитной горы. Дальше известно: гору нанесли на карты, нарезали горизонты и выпотрошили как мешок с подарками. В ходе этого появился и нынешний Магнитогорск в том виде, в каком мы его знаем.

До этого Магнитогорск отсчитывал свою историю, как станица Магнитная, казачье поселение 1743 года основания. И превращение Магнитной в Магнитогорск могло бы так никогда и не состояться.

На рубеже позапрошлого и прошлого веков произошел целый ряд событий, по понятным причинам скрытых историками советского периода, а других то здесь просто и не было.

Так что предлагаем Вашему вниманию исследование одного из самых неизвестных исторических поворотов на южном Урале. И так, казачье укрепление «станица Магнитная» было основано в 1743 году в ряду таких же укреплений уральской оборонительной линии. Через девятнадцать лет в 50 верстах северозападнее станицы Магнитная основали один из первых железоделательных (металлургических) заводов в регионе.

Именно в 1762 году началось строительство Белорецкого завода. Этот завод строился на берегу Белой реки. В то время место строительства обозначалось как Катайская волость, Верхнеуральского уезда, Оренбургской губернии. Что такое сейчас Верхнеуральск по сравнению с Магнитогорском и Белорецком? А что (где) такое Катайка, почти полностью затерявшаяся в лесной глуши?

Это все к тому, что значимость людского поселения со временем может либо возрасти, либо поселение может прекратить существовать. Знаете, как появился областной центр — Челябинск? На месте самого удобного брода через реку Миасс, неплохая такая эволюция для придорожного трактира! Ладно, отвлеклись, вернемся к станице Магнитная и Белорецкому заводу.

И так, станица Магнитная получила название от одноименной горы, рудные запасы которой были известны с глубокой древности. Вот только такие запасы ни во время основания станицы в 1743 году, ни при основании Белорецкого железоделательного завода в 1762 году были пока никому особо не нужны. Белорецкому заводу на первое время вообще хватало неглубоких ям на горных склонах в непосредственной близости от завода. Шло время, в 1808 году немногим севернее Белорецкого был основан Тирлянский завод. Через несколько десятилетий руда в окрестностях Белорецка неожиданно закончилась...

Тогда к Белорецкому заводу потянулись рудные обозы из Тукана, что в горах западнее Белорецка. Владельцы Белорецких заводов строили планы тащить руду и с Зигазинских рудников рядом с Туканом, но пока они рядились, их опередили конкуренты, построив Зигазинский завод. После такого облома им ничего не оставалось, кроме как обратить внимание на гору Магнитную. Правда тащить руду с Магнитной было далековато, но в дальних планах у владельцев Белорецких заводов было и строительство железных дорог. Справедливости ради стоит сказать, что тогда и в самом Белорецке вообще не было никакой железной дороги, а Транссиб прошел в ста верстах севернее Белорецка только в 1890-м году.

Но если руду в Белорецк везли обозы, то готовую сталь из Белорецка вывозили в Уфу вообще интересным способом — по реке Белой на плотах и барках во время весеннего половодья. Для конца 19-го века этот архаизм был не только смешен, но и крайне убыточен.

Ситуация была исправлена в 1912 году. От Белорецка к Транссибу протянулась нитка узкоколейки. Везти железо по рельсам было намного быстрее и удобнее, чем сплавлять на плотах по реке. И работала железная дорога круглый год, а не считанные дни в году, как сезон большой воды. Узкоколейка стала весьма удачным вложением капитала, или как бы сказали сейчас «инвестицией в инновации». Ответ на вопрос: что важнее, дороги или города, был получен.

А дальше подошла очередь соединить Белорецкий завод с Магнитной горой той же узкоколейкой. Транспортная доступность позволяла значительно расширить производственную базу Белорецкого завода. В Белорецке уже была отрисована «Площадка 2» южнее существовавшего завода. Там в 1916 — 1919 году должно было начаться строительство второй очереди Белорецкого завода, благо свободное пространство позволяет разместить намного более мощное производство. Первая руда с Магнитной должна была приехать по узкоколейке в конце 1914, начале 1915 года.

В соответствии с этим планом в 1913 году началось строительство узкоколейки от Белорецка к Магнитной. Проект горной части дороги частично совпадал с нынешней железной дорогой обычной колеи. Строители успели насыпать насыпь в районе нынешней станции Урал-Тау, сделать несколько выемок на перевальном участке, но самые большие работы развернулись в районе Абзаково.

Первая мировая война остановила строительство узкоколейки в 1914 году. Революция 1917 года перевернула экономические основы государства, а национализация позволила развивать промышленность с чистого листа, без каких либо старых обязательств.

Площадка 2 в Белорецке так и не увидела строителей, а по строящейся узкоколейке к Магнитной так и не успели побежать поезда. Вместо серьезного развития Белорецкого завода с чистого листа начали строить Магнитогорский.

Следы строительства ветки Белорецкой узкоколейки к Магнитной сохранились в районе нынешнего Абзаково. На северной оконечности поселка протекает ручей Кульсугады. На южном берегу ручья в склоне прорублена «дорога». Скальная порода вывернута на меньшую ширину, чем для автомобильной дороги, но намного шире, чем для тропы. По ширине это проем для узкоколейки. Если кому интересно, можно посмотреть поближе. Бывшая узкоколейка начинается справа, прямо перед мостом через Кульсугады, если ехать в сторону Белорецка, а следы строительства начинаются уже метрах в ста от дороги.


Источник: Белорецкая нить




Если статья показалась Вам интересной, разошлите ссылку по icq (или icq corp, либо другим способом) всем своим друзьям, коллегам, знакомым. Постоянный адрес статьи http://i-mag.narod.ru/uzkokoleika_magnitogorsk.htm









Яндекс цитирования

Rambler's Top100

i-mag@narod.ru