[!]



СМОТРЕТЬ БЕЗ ЭТОЙ РЕКЛАМЫ (новый сайт)



НА ГЛАВНУЮ

ИСТОРИЯ      МАГНИТОГОРСКА



ИСТОРИЯ МАГНИТОГОРСКА

Вокзал, Магнитогорск, Паровоз — первый поезд до Магнитогорска























Вокзал Магнитогорска. На северной оконечности привокзальной площади Магнитогорска установлен памятник «первому паровозу». На невысоком постаменте стоит паровоз «серии Э», модели 684 с заводским номером 58. Полное название Эу684-58. Правда, сейчас названия на этом паровозе не найти — во время недавней «реставрации» все опознавательные знаки были закрашены толстым слоем черной краски (другой очевидно не было), и получилось нечто без опознавательных знаков.

На левом боку паровоза табличка «30 июня 1929 года этим паровозом в числе первых был приведен поезд на ст. Магнитогорск».

Так что «первый» - название скорее условное и символическое, чем исторически достоверное. Тем не менее 30 июня, день прибытия первого поезда на станцию Магнитогорск, в дальнейшем стал отмечаться как «День города». И именно 30 июня 1979 года, в день 50 летнего юбилея Магнитогорска, паровоз занял место на привокзальной площади. Автором композиции стал местный архитектор В.С. Пономарев.

Интересный факт: паровозы «серии Э» вошли в книгу рекордов Гиннеса, как самые массово выпускавшиеся, всего было произведено свыше 12 тысяч этих паровозов. Первый паровоз этого типа был построен в 1912 году, а завершился выпуск только в 1957. Паровая машина развивала мощность свыше 1000 лошадиных сил, а скорость на прямой доходила до 60 километров в час.

Во многих источниках Магнитогорский паровоз серии «Эу» называется как «Зу». Так вот, это безграмотная ошибка, котораяя кочует из издания в издание. Паровозов серии «Зу» не существовало. Правильно читается «Э» или в данном случае «Эу», и эти паровозы имели прозвища Эховский или Эшак.

Так же в описании Магнитогорского паровоза есть еще одна ошибка, только уже не случайная, а преднамеренная. Говорится, что паровоз был построен на Коломенском заводе в 1929 году. Это не соответствует действительности. Номер 58 говорит о том, что паровоз построен в 1917 году, прямо перед революцией и вовсе не Коломенским заводом, а в Луганске, на Украине. Именно Луганскому заводу и 1917 году постройки соответствуют серийные номера с 51 по 67.

Как бы там ни было, именно паровозы серии Э, такие как на магнитогорском вокзале, долгие годы были основными локомотивами на железных дорогах СССР. Они прошли Сталинские пятилетки, войну и проработали до 80-х годов прошлого века.

Магнитогорский паровоз видимо трудился «до последнего», а не стоял в каком нибудь резервном отстойнике. Об этом говорит то, что тендер оборудован современной автосцепкой. А подобные «навороты» появились уже после окончания выпуска серии Э, в начале 60-х годов. Но в передней части сохранилась архаичная стяжка, здесь в сцепке не было необходимости.

И еще одна любопытная деталь: 30 июня 1929 года первый поезд прибыл вовсе не на то место, где сейчас находится железнодорожный вокзал Магнитогорска. В то время на правом берегу никаких железнодорожных путей и станций еще не было. Первая станция и первый вокзал Магнитогорска были на левом берегу и до настоящего времени не сохранились.

Но факт остается фактом — День города празднуется в Магнитогорске именно 30 июня, в день прибытия первого поезда.


Если статья показалась Вам интересной, разошлите ссылку по icq (или icq corp, либо другим способом) всем своим друзьям и коллегам. Адрес: http://i-mag.narod.ru/parovoz_magnitogorsk.htm















Яндекс цитирования

Rambler's Top100

i-mag@narod.ru